Ваш город:

Синдром отличника: пережиток прошлого или ключ к успеху?

20 июл. 2021 г.
0
1020

Синдром отличника, перфекционизм и их влияние на личность – темы, заслуживающие не только внимания узких специалистов: с ними, в повседневной жизни, сталкивается каждый человек, далекий от психологии.

Синдром отличника: пережиток прошлого или ключ к успеху?

Что такое «синдром отличника»?

Для начала разберемся в психологических установках.

Если ребенку, начиная с раннего детства говорить «посмотри на Машу (или Петю), какие они молодцы», «не съешь кашу – ты плохой ребенок» и т.п., то у него подсознательно формируется идеальный образ, к которому он должен стремиться, чтобы заслужить любовь, похвалу и внимание. Со временем установки закрепляются в сознании, хотя до учебы в школе и отличных оценок еще далеко, а после окончания учебы стремление быть лучшим, чтобы заметили и похвалили остается устойчивой моделью поведения. Собственные ошибки воспринимаются болезненно, как не имеющие права на существование. Человек с «синдромом отличника» рассматривает собственное «я» сквозь призму оценок окружающих, подчиняя порой свои желания и цели стремлению добиться признания.

«Будешь, как папа, врачом, и ни о каком архитекторе даже не мечтай!» Так родители заставляют ребенка воплощать собственные несбывшиеся планы и надежды, навязывая ему то, к чему нет ни таланта, ни желания. И ребенок учится на врача, чтобы не разочаровать семью. Знакомая ситуация для многих. Такое давление на ребенка – явная предпосылка к формированию «синдрома отличника».

Человек, привыкший скрупулезно выполнять любую работу и получать наивысшие оценки убежден, что все в этом мире должно быть правильным и идеальным. А если, в виду несовершенства мироустройства, он столкнется с ошибкой, то это может стать причиной психологической катастрофы. Еще хуже, если работа «отличника» и вовсе останется незамеченной и неоцененной – последствия равнодушия к нему могут быть непредсказуемыми.

Людям с синдромом отличника сложно не только учиться и работать, но и выстраивать межличностные отношения, поскольку окружающие, не отягощенные стремлением к перфекционизму люди, кажутся «отличнику» неправильными, далекими от его представлений об идеалах.

Если при выполнении заданий для «отличника» важна оценка окружающих, а не результат работы, то, ко всему прочему, развивается неуверенность в себе, страх совершить ошибку, болезненная реакция на критику, он становится хорошим «роботом-исполнителем», без проявления собственной инициативы. Вследствие постоянной неудовлетворенности собой и неуверенности развивается депрессия, а это уже – повод для обращения не только к психологу, но и к медицинским специалистам.

То есть, стремиться к совершенству можно и нужно, но без фанатизма, как говорится, и главное в этом вопросе – правильная мотивация.

Обязательно ли быть отличником?

В одном из апрельских эфиров передачи «Наше время, или Взрослым вход воспрещен» на радио «Комсомольская правда» при поддержке Минпросвещения и Института воспитания РАО были озвучены данные соцопроса родителей о том, нужно ли учиться «на отлично».

Вот их результаты:

  • 67%, или подавляющее большинство родителей считают, что отличная оценка не является эквивалентом безупречных знаний: то есть, другими словами – учиться нужно не ради оценок;
  • 19% опрошенных считают, что стремление к совершенству в учебе (отличным оценкам) формирует упорство и настойчивость, необходимые в достижении целей в течение всей жизни;
  • 8% родителей считают, что учеба на отлично «отнимает у детей детство»;
  • 4,5% взрослых видят в упорной борьбе за отличные оценки перспективы и гарантии поступления в престижные ВУЗы, высокий статус «золотого медалиста».

Примерно в таком же соотношении разделились мнения школьников в других соцопросах. И это не удивительно: отношение к учебе и стремление к знаниям, социальный психотип детей формируется в раннем возрасте, в кругу семьи. Подавляющее большинство детей и родителей, по мнению психологов, имеют взвешенный подход к учебе.

Почему? Приведем несколько примеров для понимания сути:

  • У отличника возник конфликт с учителем (преподавателем), а тот, в силу субъективного отношения, не справившись с собственными эмоциями, желая «продавить» ученика (студента или родителей), чтобы получить гешефт или просто не разобравшись в объективности причин, по которым отличник не смог выполнить задание, ставит неудовлетворительную оценку. Подобные случаи – не редкость, и сейчас, прочитав эти строки сотни детей и родителей вспомнят свои случаи из школьной или студенческой жизни.
  • Ученица в девятом классе получила единственную двойку за сочинение по русской литературе, потому что вовсе не написала ни строчки в тетради, в ожидании индивидуального задания. А новый учитель, пришедший в школу месяц назад, не знал, что одаренного ребенка, успевшего за 8 лет освоить школьную программу по русскому языку и литературе, все учителя-филологи, работающие в школе, обучали индивидуально. Ученица не получила золотой медали, но это не помешало ей с легкостью сдать вступительные экзамены на филфак.  Тому, кто учится не ради оценок, не особо нужна для поступления золотая медаль.

  • Желая помочь ребенку и сомневаясь в качестве его знаний, родители абитуриентки педагогического колледжа на пороге заведения, при подаче документов дочерью, познакомились с преподавателем, которая за «благодарность» обещала посодействовать успешной сдаче вступительных экзаменов. Девушка узнала об этом сговоре, когда преподаватель, после зачисления, стала требовать от нее, чтобы родители привезли «благодарность», но родителям ничего не сказала, а взяточнице объяснила, что у них нет денег. За два года обучения студентка получила единственную пятерку по русскому языку (предприимчивый преподаватель русского языка, к несчастью, оказался, к тому же, еще и куратором группы, в которой училась студентка. Девушка, не выдержав постоянных притеснений и вымогательств, решила забрать документы, и призналась в случившемся заведующей школьным отделением. Та позвонила в школу и выяснила, что у студентки в школе никогда не было троек по русскому языку.  Студентка успешно закончила колледж, поступила в университет, стала учителем, пользующимся уважением родителей и любовью учеников, благодаря мудрости и порядочности опытного руководителя техникума. Легко ли ей было противостоять обстоятельствам? Очевидно, что характер воспитывается не только отличными оценками.
  • Выпускница 2021 года, ростовской школы, Алина – золотая медалистка. Секрет успеха, как считает выпускница, в самодисциплине и в умении сосредоточиться на выполнении задания, а не на том, как тебя оценивают. Девушка увлекается музыкой, танцами, и одноклассники не считают ее «ботаном», а ее глаза, светящиеся от счастья после обнародования результатов ЕГЭ, совсем даже не намекают на «украденное детство», из-за «пятерок» в аттестате.

Отличный аттестат и золотую медаль тоже не назовешь «ключом к успеху». Медалист, конечно, может воспользоваться своим правом внеконкурсного отбора. Но позже он также может:

  • разочароваться в выбранной профессии и пожалеть, что поддался соблазну легкого поступления на факультет, куда другим приходится пробираться «через тернии»,
  • не рассчитать свои силы,
  • увлечься «обратной стороной» студенческой жизни, с ее безудержным весельем, вечеринками и т.п., мешающими подготовиться к сессии (начало самостоятельной жизни – переломный этап в жизни юношей и девушек, и вчерашние отличники – не исключение).

Отличники – увлеченные люди, «трудоголики» с огромным умственным и творческим потенциалом. Нередко ими становятся одаренные дети. Случается, наоборот – и ничего не поделаешь! Но каждый человек по-своему талантлив и имеет право на ошибки, а семья, воспитывая ребенка должна внушать ему безусловную любовь, убежденность, что знания приобретаются не ради оценок, а как инструмент, необходимый ему самому на протяжении всей жизни.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на заседании
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков выступил на заседании Комитета по науке и высше..
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков представил результаты деятельности за 2023 год в Госдуме
27 мар. 2024 г.
0
524
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков
В Министерстве науки и высшего образования РФ начал работу Всероссийский форум «Планёрка профилактики» по противодействию распространения идеологии те..
О Всероссийском форуме «Планёрка профилактики» и старте приёмной кампании в вузах РФ
26 мар. 2024 г.
0
862
Студенты разрабатывают БПЛА
С 1 апреля 2024 года в России стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства беспилотных летательных аппаратов ..
В России с 1 апреля стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства БПЛА
25 мар. 2024 г.
0
1287
Оставить свой комментарий

Ваш город: